TY - JOUR TI - Факторы финансовой грамотности российских школьников на примере результатов исследования PISA‑2018 T2 - Вопросы образования IS - Вопросы образования KW - финансовая грамотность KW - PISA KW - международные сравнительные исследования KW - некогнитивные факторы KW - многоуровневый анализ AB - Колачев Никита Игоревич — стажер-исследователь Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Адрес: 109240, Москва, Славянская пл., 4, стр. 2. E-mail: nkolachev@hse.ru (контактное лицо для переписки) Рутковская Елена Лазаревна — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». Адрес: 101000, Москва, ул. Жуковского, 16. E-mail: elena.rut@mail.ru Ковалева Галина Сергеевна — кандидат педагогических наук, заведующая Центром оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». Адрес: 101000, Москва, ул. Жуковского, 16. E-mail: galina_kovaleva_rao@mail.ru Половникова Анастасия Владимировна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания истории, обществознания и права ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет». Адрес: 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4. E-mail: avp.71@mail.ru В 2020 г. опубликованы результаты очередного этапа международного исследования финансовой грамотности в рамках программы PISA. Анализ сильных сторон и дефицитов российских учащихся дал возможность изучить взаимосвязь результатов по финансовой грамотности с комплексом различных факторов. По итогам регрессионного анализа установлено, что значимыми предикторами результатов тестирования финансовой грамотности являются как характеристики учащихся, так и свойства образовательной организации. В частности, выяснилось: при контроле социально-экономического статуса, некогнитивных факторов и характеристик атмосферы в образовательной организации баллы по финансовой грамотности у 15-летних девушек ниже, чем у юношей (b = -7,04, p < 0,05). Социально-экономический статус учащегося положительно связан с результатами по финансовой грамотности (b = 15,24, p < 0,01). С ними также тесно связан средний показатель социально-экономического статуса образовательной организации (b = 35,78, p < 0,01). Среди некогнитивных факторов значимую роль играют интерес к денежным вопросам (категориальная переменная) и уверенность при осуществлении финансовых операций (b = 7,95, p < 0,01). Негативное влияние на результаты тестирования оказывает поведение учителей, затрудняющее обучение (b = -4,72, p < 0,05). На основании результатов исследования предлагаются практические рекомендации по развитию финансовой грамотности учащихся, адресованные как педагогам, так и родителям. AU - Н. И. Колачев AU - Е. Л. Рутковская AU - Г. С. Ковалева AU - А. В. Половникова UR - https://archive_vo.hse.ru/2021--4/541654161.html PY - 2021 SP - 166-186 VL -